3. О ЧЕЛОВЕКЕ

 

Что такое человек? 

Человек — это творение Божье, имеющее материальное тело и духовную душу. На духовную сущность души указывает ее способность к разумной и свободной деятельности (разум и воля — свойства души, а не тела). Тело человека умирает, душа остается бессмертной, ибо такой сотворил ее Бог. Это благодаря душе человек способен познавать, различать истину и ложь, выбирать добро или зло.

1. Для чего мы живем на земле? Бог сотворил человека для счастья и притом, счастья вечного. Жизнь на земле ставит перед нами много различных преходящих целей: обеспечить себя пищей, одеждой, кровом, получить образование, воспитать детей, вместе с другими людьми восстанавливать на земле справедливость и строить жизнь, основанную на любви. Вера же предостерегать нас, что все эти земные преходящие цели не должны заслонять основной цели жизни человека на земле: познать Бога, Его любить, исполнять Его волю для того, чтобы после смерти быть с ним вечно счастливым на небе.

2. Как люди отклонились от цели своего существования? Первые сотворенные Богом люди жили в благодатном состоянии, которые мы называем райским блаженством. Богом им было обещано бессмертие, благополучие в земной жизни и вечное небесное счастье при условии, что они выдержат испытание и будут послушны Богу. Однако Адам и Ева провинились перед Господом: соблазненные злым духом, они нарушили запрет Бога и тем самым отвернулись от Бога и склонились ко злу. Согрешив, люди сами навлекли на себя кару: терпеть на земле и умирать (а ведь Бог, создавая людей, не хотел их смерти), они лишились райского блаженства и права на вечное небесное счастье. Это наказание распространяется на всех людей, их потомков. Грех Адама и Ева называется первородным грехом. Все мы испытываем на себе его последствия: наш разум и воля ослабли, нас тянет ко злу. Первородный грех смывается таинством Крещения, которое возвращает нам право называться детьми Божьими.

3. Как Бог сжалился над людьми? Бог ведь не только справедлив, но и милосерден. Поэтому Он пожалел согрешившего человека и решил спасти его. Для этого Сын Божий стал человеком. Он своей жизнью и страданьями искупил перед Богом вину человека и вернул человеку право на небо. Сын Божий, ставший человеком, называется Иисус Христос. Христос жил на земле приблизительно две тысячи лет тому назад. От его рождения отсчитывают годы нашей эры.

Христос родился в Вифлееме, одном из небольших городов Палестины, жил в Назарете, умер мученической смертью на кресте в столице этой страны — Иерусалиме. Матерью Христа является Пресвятая Дева Мария, их опекун — св. Иосиф. Жизнь, деятельность и учения Христа описали его ученики в книгах св. Писания, которые называются Евангелием.

 

СТРАДАНИЕ

 

Зачем страдать? 

Действительно, почему мое тело, моя душа, вместо того, чтобы спокойно наслаждаться небольшим периодом времени, предоставленным мне для жизни на земле, становятся бессильными свидетелями того, как страдания посещают мою жизнь и жизнь моих близких, или даже утверждаются в них  на время?

Я думаю о всех телесных страданиях, перенесенных мною с детских лет. Потом, забывая о своих страданиях, я думаю о страданиях других людей: мое воображение проникает в тысячи клиник, госпиталей к страдальческому одру больных и внимает голосу страждущих, госпиталей к страдальческому одру больных и внимает голосу страждущих. Я присутствую при агонии тысяч умирающих, ожидающих с минуты на минуту наступления смерти. Я думаю о моральных страданиях…

Нет на земле места, пощаженного страданиями;

Нигде нет абсолютного счастья…

Почему же существует страдание, если все от него отшатываются?

Если в груди у меня бьется подлинно человеческое сердце и если мой ум отзывчив на запросы других людей, то я не могу забыть о том, что эти же проблемы ставятся в жизни окружающих меня, и не могу оставаться равнодушным к их страданиям и исканиям.

Но к кому обратиться? Если я буду останавливать прохожих на улице, спрашивая их, размышляли ли они о цели жизни и для чего в жизни страдания, нашли ли они ответ и какой, то многие примут меня за надоедливого субъекта или за психопата и пройдут мимо, пожимая плечами.

Но если я спрошу их, в каком направлении находится вокзал или почта, они охотно укажут дорогу. Они готовы дать мне второстепенные указания, но когда речь идет о главном вопросе жизни, они остаются с открытым ртом и, что еще хуже, равнодушными.

Однако надо жить. Поэтому каждый человек должен избрать правильный подход к проблеме жизни; но кто поможет? Люди не думают, они остаются равнодушными; науке это не по силам, в лаборатории этого не разрешишь…

Но не будем удивляться, если искомое решение представляет некоторую сложность: жизнь сама по себе сложна и многогранна. Поэтому надо с самого начала отнестись с недоверием к слишком упрощенному решению вопроса.

Никто не может решить проблемы жизни, если он предварительно не решил проблемы страдания.

В наши дни выдвигаются широковещательные программы обновления мира; однако необходимость уделить место страданию все они, или почти все, обходят молчанием. И получается, что эти теории могут удовлетворить некоторых идеалистов, или даже толпу, но только на некоторое время; рано или поздно все они будут оставлены, потому что они не соответствуют действительной жизни.

Что может сказать, например, молодой рабочий, страдающий от рака, когда ему говорят о будущем перераспределении всех земных благ и о «последнем и решительном бое»? На вопрос о том, какую роль он, больной, может играть в возникновении нового мира, нет ответа; его собеседнику придется признать, что для тех, кто страдает, никакой задачи не предусмотрено. А это равносильно признанию несостоятельности всей теории: эта теория просто обходит молчанием один из существеннейших элементов человеческой жизни.

Из всех учений, существующих в мире, только одно смотрит на страдание открытыми глазами, только одно объясняет страдание и, что еще важнее, придает ему ценность. Это — учение Христа, страдающего на кресте из любви к человечеству.

Страшны не столько сами страдания, сколько их бессмысленность. Христос, Его крест и воскресение сообщили страданиям смысл и тем самым вырвали у дьявола самое ядовитое из его орудий мучения рода человеческого — отчаяние.

«Страдание есть тайна. Весь вопрос в том, тайна ли это жизни или смерти», — сказал Э. Берер. И только христианство отвечает: это тайна жизни. Только оно принимает как особо ценных сотрудников больных, расслабленных, все бесчисленное множество тех, кто страдает физически или морально.

«Дивным достижением католического учения является это превращение ценностей, которое среди радостей божественного замысла уделяет место даже страданию». П. Дюпуей.

Христианство говорит: страдание не только имеет смысл, оно необходимо. Почему должен был страдать Христос? Разве Бог не имел возможности искупить мир иным путем, без его страданий и смерти? Нет! Всемогущий, Всемудрый Бог не нашел иного решения.

Ведь Бог — это Правда и Справедливость, а грех человека, удовольствие за счет нарушения справедливости Божьей, — это долг перед Богом, который должен быть погашен, уплачен. Чтобы выровнять нарушенное грехом равновесие, баланс, надо за удовольствие платить страданием. И это сделал за всех нас Христос, когда умер за нас на кресте. Мы же, страдая с терпением, прикладываем свою руку к делу искупления мира. Именно в этом и кроется глубокий смысл всех страданий.

Мы приходим к убедительному заключению: католическое решение проблемы страданий победоносно выдерживает испытание.

Из всего сказанного сделаем краткие выводы:

1. Создавая мир, Бог не хотел, чтобы люди страдали и умирали. Страдания и смерть пришли в мир из-за греха.

2. И теперь происходит то же самое: человек, совершая зло, по свободной воле подвергает себя и других страданиям и даже смерти.

3. Обвинять Бога в допущении войн, несчастий и страданий — это значит не понимать самой сути дела и показать свое невежество — игнорирование этого вопроса.

4. Терпеливо перенося страдания, выпадающие на нашу долю, мы тем самым соединяемся с Христом, Его искупительным деянием: воздаем справедливости Божьей за грехи свои и других и выслуживаем новые благодеяния Божьи.

 

  <<      СОДЕРЖАНИЕ         >>