Кафедральный Собор — убранство храма

Внешний вид нашего собора призван напоминать о небесном защитном покрове Богородицы, который как-бы накрывает здание, образуя многочисленные углы — складки одеяния. И действительно, прихожане ощущают эту незримую заботу и помощь нашей Матери.

Автором и исполнителем смелых решений внутреннего убранства собора, а также часовни Примирения и Мира является польский художник и скульптор профессор Винцент Кучма, архитекторы из Иркутска Владимир Стегайло и Олег Бадула, из Польши Анджей Хвалибог.

Иркутский Кафедральный собор представляет собой образец современного строительства, который особым образом раскрывает вечные христианские истины. Храм построен на возвышенности, что традиционно для христианской архитектуры. Возвышенность, гора близка к небосводу, всегда была символом близости Бога и стремления людей к Нему, возвышением над нашей земной жизнью. С фронтальной стороны собора видно две башни, словно две руки, соединённые в мотивенном жесте. Между ними — митра как символ пастырской власти. Собор венчает крест, из которого исходят лучи, символизирующие Божье Милосердие. «Veni Sancte Spiritus — Приди, Дух Святой!» — написано над входом в собор.

В одной из башен собора находится колокольня. 4 колокола созывают народ на Службу, звонят на великие праздники, напоминая людям о том, что среди земных забот нужно выделить время для встречи с Богом.

При входе в храм находятся чаши с освященной водой, чтобы приближаясь к Богу мы окропили себя и очистили наши помыслы. Справа находится часовня Божьего Милосердия с образом Иисуса Милосердного, автор которого — польский художник Богуслав Мария Боба, икона была доставлена в Иркутск при поддержке скромной пенсионерки Халины Харасимув. Рядом расположен список древней иконы Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи.Этот образ одинаково почитается как в православной, так и в католической Церкви, был написан в византийской традиции и в XV веке доставлен в Рим. Образ прославлен многочисленными чудесами. Иркутскую копию написала Кристина Кучма и подарила католикам нашего храма.

Св Иосиф Статуя в Кафедеральном соборе

В центральной части храма по правую и по левую сторону от алтаря находятся скульптуры наших святых покровителей: фигура Фатимской Божьей Матери, стоящая на дереве дубе так, как она явилась в 1917 году трём пастушкам в деревеньке Фатима, Португалия. Наш Собор посвящён этому явлению, как ответ на призыв Марии к покаянию, молитве, особенно об обращении России. Мария держит в своей руке чётки, в напоминание о Её словах: «Я –Царица Розария. Молитесь усердно по Розарию каждый день, чтобы испросить мир для мира.» Этот призыв как никогда актуален и сейчас! Ибо не оружием и насилием восстанавливатся мир на земле, а является даром в ответ на тихую сердечную молитву на коленях.

Рядом с фигурой Св. Иосифа стоит купель — скульптура, представляющая сцену крещения Господа Иисуса в Иордане — св. Креститель Иоанн, выливающий воду на голову Иисуса и голубь — символ Святого Духа.

Главная часть храма — Алтарь, выполнен из байкальского нефрита, что символизирует единство верующих на этой земле, украшен рыбками — символом самого Иисуса и 12 апостолов, которые были рыбаками. За Алтарём находится Дарохранительница, выполненная в виде несгораемого куста, который явился Моисею. Там, среди святого огня Бог говорил с ним и явил Своё Святое Имя: «Я есмь Сущий». Здесь, в золотой скульптуре храняться Пресвятые Дары. Входя и выходя из храма, проходя мимо Дарохранительницы, мы почтительно совершаем поклон в знак уважения и внимания к Иисусу живому под видом Святого Хлеба. И конечно же, как в любом храме, мы видим Крест и Распятие — знак победы над грехом и смертью. Из пронзённого ребра Христа истекает Кровь и Вода — лекарство от язв нашего греха, спасительное средство нашего искупления и очищения. Пламя напоминает нам также кровавую Жертву Христа — Агнца Непорочного, Святую Жертву Нового Завета. Над Крестом мы видим голубя с 7 печатями, которые олицетворяют семь даров Святого Духа. А над ним — треугольное окно, через которое в храм проникаем небесный свет — символ Бога-Отца. Таким образом, всё оформление главного Алтаря представляет Пресвятую Троицу.

У алтаря находятся 7 алтарных свечей как символ 7 Духов, возносящих Богу наши молитвы. Святая Служба ачинается у амвона, где читается Святое Писание, и мы «вкушаем» Слово Божие. Также в пресвитерии расположен престол епископа, места для священников и министрантов. Через всё простанство храма идёт красная полоса, начинающаяся от окна, к Распятию, далее к Дарохранительнице и через весь храм к выходу — это символ Божьей Любви, снисходящей с Небес от Бога-Отца, Который «так возлюбил мир, что послал Сына Своего единородного», чтобы мы наполнялись этой Любовью и несли её в дальше в мир, в свои дома.

На хорах находится орган производства «Роджерс», он был установлен 24 сентября 2001 г. Этот инструмент относится к новому поколению органов: он имеет и духовую, и цифровую часть; диапазон — 59 регистров с возможностью добавления ещё 11, тримануала, встроенные оркестровые и хоровые голоса, 8 тембровых звучаний. Органная музыка особенно украшает Литургию, а также сопровожает верующих в праздничных концертах.